Правила игры

Правила игры в аштарашки (подробный вариант).



Внимание: в блоге имеется также и краткий вариант Правил, благодаря которому начинающим будет проще и быстрее изучить правила игры.
.....
Игра шахматно-шашечного типа аштарашки получила название от города Аштарак, в котором я, Халафян Юрий Кимович, автор этой игры, проживаю.
А еще точнее, слово «аштарашки» состоит из двух слитых слов «Аштарак» и «шашки», где от первого слова отсутствует последняя буква «к», а от второго — первая буква «ш».

Впрочем, не буду против, если кому-то (к примеру, не русскоязычным лицам) будет удобней называть игру просто "аштарак".
Кому как удобней, я же буду использовать в качестве названия игры - "аштарашки".
.....
Подробный вариант Правил игры аштарашки.

  1. Необходимые для игры принадлежности.
1.1. Игра проводится на обычной 64-клеточной шахматной доске.
1.2. Для игры необходимы с каждой стороны по 12 (соответственно, белых и черных) игровых камней (ИК).
1.3. В аштарашках имеются 3 группы игровых камней — 1 (единицы), 2 (двойки) и 3 (тройки) — по 4 камня в каждой группе. Цифры (1, 2 и 3) обозначаются с обеих сторон шашек (сверху и снизу).
1.3.1. При желании особо страстные поклонники игры «Камень, ножницы, бумага" могут с обеих сторон шашек вместо тройки прикрепить изображение камня (руки со знаком камня), вместо двойки – ножниц, а вместо единички – изображение бумаги. А саму игру они могут считать «шашечным вариантом игры КНБ». :-) (Далее станет ясно почему).
1.4. Для игры необходимы также кружочки или квадратики из картона, бумаги и т.д., с размером, позволяющим вкладывать их в выем перевернутой шашки, чтобы при необходимости (об этом будет сказано дальше) закрыть номер шашки.

 2. Исходное построение. (См. изображение выше).

2.1. Белые шашки выстраиваются на следующих полях доски:
ИК 1 – b2, c1, e1, h2; ИК 2 – a3, d2, f2, g3; ИК 3 – a1, c3, e3, g1.
2.2.  Черные шашки располагаются на следующих полях:
ИК 1 – a7, d8, f8, g7; ИК 2 – b6, c7, e7, h6; ИК 3 – b8, d6, f6, h8.

 3. Ходы и взятие (выигрыш) игровых камней соперника.
3.1. ИК ходят как в шашках по черным клеткам доски.
3.2. Камни, главным образом, ходят вперед на одно поле. Однако, могут ходить и назад также на одно поле, но с определенными ограничениями.
3.3. ИК бьют подобно пешкам в шахматах наискосок, с той разницей, что выигрывать можно как вперед, так и назад. Кроме того, можно бить как одну шашку, так и более, если выигрываемые камни расположены рядом на соответственно расположенных клетках.
3.4. Шашки, находящиеся под боем, бить обязательно.
3.4.1. Если есть несколько вариантов боя, игрок может выбрать любой из них.
3.5. В отличие от других видов шашек, в аштарашках ИК бьют по-особому (не без разбора). Так, единица бьет тройку, тройка бьет двойку, а двойка бьет единицу. Таким образом, каждая шашка может бить одну и быть битой другой шашкой. Коротко и наглядно это выглядит так: 3 : 2 : 1 : 3.
В этом плане имеется сходство с известной игрой "Камень, ножницы, бумага" (если заменить тройку "камнем", двойку – "ножницами", а единицу – "бумагой").  
3.6. Правила взятия (выигрыша) камней, в зависимости от того, сделали шашки ход назад или нет, следующие.
3.6.1. ИК, ни разу не сделавшие хода назад, называются полноправными и обозначаются при записи партии буквой “M” (“M1”, “M2” и “M3”). На них распространяются все правила, описанные выше.
3.6.2. Камень, сделавший один ход назад, называется отступившим. При записи обозначается буквой “V” (“V1”, “V2”  “V3”). Отступивший камень лишается права бить камни соперника. Однако, выигрывать его по-прежнему может только соответствующий полноправный камень соперника. Так, например, отступившую единицу может взять (выиграть) только полноправная двойка, отступившую двойку – только полноправная тройка, а отступившую тройку – только полноправная единица. Для того, чтобы отличать отступивший камень от полноправных, его переворачивают (подобно дамке в обычных шашках).
3.6.3. Камень, сделавший два раза по ходу назад (дважды отступивший), обозначается при записи буквой “W”. Дважды отступивший камень может быть выигран любым полноправным камнем соперника. Для отличия его от других шашек, в него (до этого уже ранее перевернутого) вкладывается кружочек или квадратик бумаги, картона и т.д., чтобы закрыть номер.
3.6.4. Камень, сделавший третий ход назад (трижды отступивший), считается ликвидированным (выигранным) и снимается с доски. Ликвидация может быть как добровольной (самоликвидация), так и вынужденной (когда это вынуждает сделать соперник). При записи обозначается буквой “Z” (в ранней версии правил игры было “X”). Возможны ситуации в ходе игры, когда самоликвидация может быть целесообразным и даже сильным ходом.
3.6.5. Если ни у одной из шашек игрока нет ходов вперед, но есть ход (ходы) назад, ходить назад обязательно. Даже в том случае, если это третий ход назад, приводящий к ликвидации (снятию с доски) этой шашки.
3.7. Шашки, достигшие последней (финишной) горизонтали, выбывают из активной игры: они не могут ни ходить, ни бить и не могут быть биты. Это правило распространяется и на случаи, когда шашка проходит на последнюю горизонталь, выиграв камень соперника, и имеет возможность одновременно выиграть рядом стоящий камень. Бить в подобных случаях очередной стоящий под ударом камень нельзя, так как, попав на поле финишной горизонтали, камень выбывает из активной игры.
3.8. Выбор именно латинских букв “M”, “V”, “W” и “Z” для обозначения камней объясняется их удобством для запоминания.
Камень “M” – полноправный камень в игре, на игровой доске он стоит нормально, “ножками вниз” (ножки буквы M также направлены вниз).
V” – перевернутый камень (соответственно “перевернута” и буква V – ножки буквы направлены вверх)
W” – дважды отступивший и перевернутый камень. Очертания буквы “W” похожи на две перевернутые буквы “V”.
Z” – ликвидированный, окончивший игру и снятый с доски игровой камень. Z – последняя буква, конец латинского алфавита.

 4. Цель игры и выигрыш в партии.
4.1. Целью игры является провести 4 своих камня на 4 поля последней горизонтали (по одному на каждое поле). Не имеет значения, какие это будут камни: M, V или W
Для того чтобы выиграть партию, необходимо либо:
4.1.1. первым провести 4 своих камня на 4 поля последней горизонтали;
4.1.2. заблокировать ИК соперника таким образом, чтобы у них не было возможности сделать очередной ход ни вперед, ни назад;
4.1.3. выиграть все шашки соперника.
4.2. В первых двух случаях (4.1.1. и 4.1.2.) победа считается простой. Победителю присуждается одно очко.
4.3. В случае 4.1.3. – выигрыш всех ИК соперника (независимо от того, сколько ИК осталось у победителя) – выигрыш считается чистым или полным. За такую победу присуждается 2 очка.
4.4. Если нет возможности занять все 4 поля финишной горизонтали, в случае когда у одного либо обоих игроков осталось менее 4-х камней, победитель определяется следующим образом.
4.4.1. Если у игроков осталось равное число шашек меньше 4-х (по одной, по две или по три), выигравшим считается тот, кто первым провел все свои камни на финишную горизонталь, либо заблокировал шашку (шашки) соперника, лишив ее (их) возможности сделать очередной ход. Как видно, этот пункт правил соответствует вышеописанным основным положениям правил игры.
4.4.2. Если же у соперников на момент завершения игры осталось неравное количество ИК (при условии, что хотя бы у одного из них осталось менее 4-х камней), то независимо от того, кто из них провел камни на финишную горизонталь, а кто не провел, победителем признается тот, у кого осталось больше камней. Иными словами, тот, кто выиграл больше камней соперника (при условии, что его камни не заблокированы). Как видим, в этом случае (если у игроков осталось менее четырех ИК при неравном их количестве) есть небольшое отклонение от вышеописанных основных положений правил игры.
4.4.3. Партия считается завершенной на момент, когда:
а) один из игроков провел 4-й либо последний (если у него осталось менее четырех) ИК на финишную горизонталь;
б) у игрока, чей камень заблокирован, нет возможности сделать очередной ход ни вперед, ни назад;
в) игрок выиграл все шашки соперника;
г) один из игроков сыграл назад единственным оставшимся камнем W и после ликвидации его остался без активных ИК (в том числе, и без заблокированных);
д) один из соперников признал себя побежденным (сдался) досрочно, не дожидаясь фактического завершения партии.
4.5. Ничейные результаты партий исключаются и невозможны ни при каких условиях.
4.6. За простой выигрыш начисляется 1 очко, за чистый (полный) выигрыш – 2 очка, за проигрыш – 0 очков.

 5. Счет по баллам.
5.1. Счет по баллам не имеет решающего значения. Он играет второстепенную роль после счета по очкам и имеет определенное сходство с разностью забитых и пропущенных мячей в футболе.
Баллы могут учитываться в основном для определения победителя при равном количестве очков в турнирах.
5.2. Баллы начисляются за каждый камень, проведенный на последнюю горизонталь. Каждый дошедший до финишной горизонтали полноправный камень M приносит 3 балла, отступивший V – 2 балла и дважды отступивший W – 1 балл.
5.3. Возможны случаи, когда игрок может одержать победу в партии с отрицательным результатом по баллам.
Например, такой вариант возможен, если победитель партии проведет на финишную горизонталь 4 дважды отступивших ИК, а проигравший – 3 полноправных. В этом случае счет по баллам будет – 4:9.
Такое возможно также в некоторых случаях победы путем заблокирования шашек соперника. Или, например, при победе, когда у проигравшего осталось меньше 4-х камней, к примеру, 2, и он их оба провел на финишную горизонталь, а у выигравшего осталось 3 или более камней и, к примеру, ни один не дошел до финишной горизонтали (или дошел только один).
5.4. Счет по баллам определяется по количеству прошедших на последнюю горизонталь камней на момент завершения либо досрочного прекращения игры.

 6. Запись ходов.
6.1. Запись ходов в аштарашках имеет некоторое сходство с записями в шахматах.
Пример для тихого хода: M1a3–b4, где M1 – игровой камень, a3–b4 – перемещение шашки M1 с поля a3 на b4. 
В сокращенной нотации записывается: M1b4 – т.е. перемещение M1 на поле b4.
6.2. Выигрыш (взятие) камней соперника записывается следующим образом:
M2c5:b6 – шашка M2, расположенная на поле c5, бьет игровой камень на поле b6.
В сокращенной нотации то же самое – M2:b6.
6.3. Выигрыш более одного камня записывается так:  M2:b6:c7:b8.
6.4. Чтобы обозначить, что полноправный камень M1 (M2, M3), сделав ход назад, превратился в отступивший камень, в конце записи хода приписывают букву V. Пример: M1c5–b4V. Сокращенно: M1b4V.
6.5. Чтобы записать, что отступивший камень V1 (V2, V3), сделав во второй раз ход назад, превратился в дважды отступивший камень W, в конце записи хода дописывают букву W. Пример: V1b4–a3W. Сокращенно: V1a3W.
6.6. Дважды отступивший камень W, сделавший в третий раз ход назад, признается выигранным и снимается с игровой доски. Пример записи подобного хода: Wa3–b2Z. Сокращенно: Wb2Z.
6.7. Чтобы при записи позиции, например, отложенной партии или задачи (этюда), указать, что на игровой доске имеется более одного, к примеру три, камня M1 на полях a5, c1 и e1, необходимо поступить следующим образом. Сначала надо записать “M1”, затем знак “– “ (тире) и далее через запятую “a5, c1, e1”. Пример: M1– a5, c1, e1. 
6.8. Запись ходов партии осуществляется в следующем порядке. Сначала указывается порядковый номер хода и рядом ставится точка. Затем записывают ход белых и далее на той же строке справа ход черных.
6.9. Выигрыш в партии вне зависимости от того, каким образом он был осуществлен (4.1.1., 4.1.2., 4.1.3., 4.4.1., 4.4.2.), обозначается знаком “#” под строкой записи последнего хода и, в зависимости от того была одержана простая или чистая победа, рядом указывается счет “1:0” или “2:0”, если выиграли белые и, соответственно, “0:1” или “0:2”, если победили черные.
6.10. Запись позиции (к примеру, отложенной партии или этюда) осуществляется в следующем порядке. Сначала записывают ИК белых в следующей последовательности: M1, M2, M3, V1, V2, V3, W, затем ИК черных в том же порядке. Если есть необходимость указать камни F (см. ниже), то их записывают в последнюю очередь.
Очередность написания полей, на которых расположены ИК, осуществляется в алфавитном порядке от вертикали “a” к вертикали “h”, а если на одной вертикали находится более одного камня одной группы, то их записывают в очередности от 1-й горизонтали к 8-й.
Например, из четырех ИК M1 три расположены на полях пятой горизонтали вертикалей “a”, “c” и “g” и еще один камень — на третьей горизонтали вертикали “c”. Очередность их записи будет следующая: M1– a5, c3, c5, g5.
6.11. В некоторых случаях (например, в этюдах, задачах и т.д.), когда нет необходимости указывать конкретно какие ИК (M, V или W) расположены на финишной горизонтали, допускается обозначать эти ИК буквой “F” (“finish”).

С видеовариантом правил игры в аштарашки можно ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий